21 марта, в первое воскресенье Великого поста, православные христиане празднуют Неделю Торжества Православия.
На протяжении более тысячи лет в Православной Церкви в этот воскресный день совершается особый богослужебный чин Торжества Православия, в ходе которого провозглашаются анафематствования всевозможным еретикам – как древним, так и существующим. В XX веке этот чин по понятным причинам в Русской Православной Церкви совершался нечасто, но в последние десятилетия начал возрождаться во многих епархиях.
Слова «ересь» и «анафема» известны всем. Но для большинства современных людей они ассоциируются лишь с чем-то средневековым, никак не связанным с реальной жизнью – с пытками и кострами инквизиции, ну или с переносными значениями этих слов, когда «ересью» называют любую несуразицу.
Для людей же воцерковлённых в этих словах нет ничего страшного и экстраординарного. Напротив, во многом именно в противостоянии еретическим толкованиям христианства и заключается суть Православия – ортодоксального следования христианской Истине. «Ересь» же (в переводе с древнегреческого – «выбор», «учение», «направление») – это лишь отступление от той догматической чистоты христианского вероучения, которое было дано нам в Священном Писании и Святоотеческом Предании, в деяниях святых апостолов и их последователей – отцов Вселенских и Поместных соборов Православной Церкви.
Именно на Вселенских и Поместных соборах на протяжении веков вырабатывалось церковное учение, отступление от которого для любого православного христианина смерти подобно. Смерти духовной. А потому «анафема», отлучение от Церкви, – это не проклятие, а именно констатация факта, что тот или иной человек (или группа лиц) отпал от церковного единства, одним из важнейших критериев которого является единство в вере.
Мы знаем не только средневековые анафемы, но и отлучение от Церкви того же Льва Толстого. Гениального русского писателя, поставившего свой духовный авторитет выше церковного и проповедовавшего собственное учение, имеющее мало общего с православным христианством. Мы знаем анафематствование последователей Рерихов и Блаватской, оккультных учений XX века, и отлучение от Церкви представителей украинских националистических сект (в частности, пресловутой ПЦУ), именующих себя «православными церквами», но на деле являющихся русофобскими сектами.
А чтобы продемонстрировать важность чистоты православного вероучения, в нашей Церкви более тысячи лет назад было установлено празднование, совершаемое в первое воскресенье Великого поста, – Торжество Православия. Празднование связано с событиями созванного византийской императрицей Феодорой Константинопольского собора 843 года, на котором было восстановлено православное иконопочитание и анафематствованы иконоборцы.
И сегодня, когда мы приходим в церковь (хотя бы только даже для того, чтобы поставить свечку), то должны понимать: Православие – это не только обряды и требы, но и величайший вероучительный комплекс, азы которого (в частности, заключённые в Символе веры) каждый православный христианин должен знать наизусть. И не только знать, но и применять к своей собственной жизни.