12 июля Православная Церковь вспоминает Апостолов Петра и Павла. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем неодинаковое.
Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать
намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.
В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют
одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, — прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как
и самое имя его (Paulus), то есть «малый, немногий, меньший», показывает это. Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет
напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу.
В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу (Павлу) явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его:
«Савл, Савл! что ты гонишь Меня?». С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она
была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.
А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил:
«…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно
пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не
заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных
слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих». Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?»
Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.
А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви
Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» Мученическая смерть была своего
рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан!
Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.