Старицкий Свято-Успенский монастырь – жемчужина Тверской епархии. Наиболее яркие из его настоятелей – патриарх Иов, архимандриты Герман и Дионисий – связали Старицкую обитель с ключевыми событиями русской истории.

В белокаменном Успенском соборе монастыря до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии. Пелагия, мать Святейшего патриарха Иова, исконно почиталась жителями Старицы, считалась заступницей веры и благочестия.

Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, построенная на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина. Старицкий зодчий Матвей Чернятин
Часовня с купелью во имя Георгия Победоносца (из красного кирпича, новодел, первоначально была возведена в начале XX века)
Колокольня с часовней Святейшего Иова, первого патриарха Московского (новая колокольня была построена в 1888 году)

Вид на внутренний двор монастыря от главных ворот
Вид на внутренний двор монастыря от главных ворот
Благочинный церквей Терского берега, настоятель Успенского прихода с.Варзуга игумен Митрофан (Баданин) прикладывается к могильной плите св. Иова
Благочинный церквей Терского берега, настоятель Успенского прихода с.Варзуга игумен Митрофан (Баданин) прикладывается к могильной плите св. Иова

Внутренне убранство усыпальницы Первого Патриарха Московского и всея Руси Иова с гробницей и могильной плитой. Интересно, что после кончины патриарха у него из личных вещей остались лишь иконы, богослужебные книги и денег 15 рублей, которые и пошли на погребение.
Внутренне убранство усыпальницы Первого Патриарха Московского и всея Руси Иова с гробницей и могильной плитой. Интересно, что после кончины патриарха у него из личных вещей остались лишь иконы, богослужебные книги и денег 15 рублей, которые и пошли на погребение.
Внутри трапезных палат
Внутри трапезных палат
Внутреннее убранство церкви Живоначальной Троицы, построенной в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина.
Внутреннее убранство церкви Живоначальной Троицы, построенной в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина.
Купол Троицкой церкви
Купол Троицкой церкви
Южный неф
Южный неф

Вид на алтарную преграду
Вид на алтарную преграду
Царские врата
Царские врата
Потолочная роспись над Царскими вратами
Потолочная роспись над Царскими вратами
Архитектура Троицкой церкви очень необычна. Центральное пространство лишено пола, сквозь большое круглое отверстие в межуровневых перекрытиях видно убранство нижнего уровня – усыпальницы Тутолминых, центром которой является стела.
Архитектура Троицкой церкви очень необычна. Центральное пространство лишено пола, сквозь большое круглое отверстие в межуровневых перекрытиях видно убранство нижнего уровня – усыпальницы Тутолминых, центром которой является стела.
Вид сверху на вход в Троицкую церковь
Вид сверху на вход в Троицкую церковь
Стела в усыпальнице Тутолминых – нижний уровень Троицкой церкви
Стела в усыпальнице Тутолминых – нижний уровень Троицкой церкви
Кованая ограда
Кованая ограда
Вид внутри Троицкой церкви от Церковных врат
Вид внутри Троицкой церкви от Церковных врат
Старицкий Успенский мужской монастырь. Общий вид
Старицкий Успенский мужской монастырь. Общий вид
Южные ворота с надвратной часовней и стены с внешней стороны
Южные ворота с надвратной часовней и стены с внешней стороны
Западные ворота с надвратной церковью св. Иоанна Богослова (1694). Вид снаружи
Западные ворота с надвратной церковью св. Иоанна Богослова (1694). Вид снаружи
Справа к надвратной церкви св. Иоанна Богослова примыкает гостевой дом (2009). Сейчас там принимают паломников в расположенных на втором этаже кельях, на первом – устроена трапезная.
Справа к надвратной церкви св. Иоанна Богослова примыкает гостевой дом (2009). Сейчас там принимают паломников в расположенных на втором этаже кельях, на первом – устроена трапезная.

Настоятельский (1530-е годы – XIX вв.) и братский корпуса (XVI – XVIII вв.)
Настоятельский (1530-е годы – XIX вв.) и братский корпуса (XVI – XVIII вв.)
Иконостас Успенского храма
Иконостас Успенского храма
Западный придел Успенского храма. Сейчас здесь церковная лавка
Западный придел Успенского храма. Сейчас здесь церковная лавка
Вид на западный поперечный неф
Вид на западный поперечный неф
Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пелагии
Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пелагии
В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова
В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова
Вид от мощей
Вид от мощей

Колокола
Колокола
Монастырский некрополь
Монастырский некрополь

Часть построек отапливается дровами, которые аккуратно складываются в специальные ниши стен
Часть построек отапливается дровами, которые аккуратно складываются в специальные ниши стен

Южные ворота
Южные ворота
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) с трапезными палатами
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) с трапезными палатами

История монастыря

Основание монастыря относится к 1110 году. Пришедшие из Киевских пещер иноки Трифон (+1127) и Никандр (+1153) поселились на пустынном лесном берегу Волги, поставив для себя келью и часовню. Уже при жизни подвижников в это место стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря.

Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России, т.е. она оказалась центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона.

После смерти инока Никандра в 1153 году труды по устройству монастырской жизни продолжили иноки Мисаил, Парфений и Феодорит. При иноке Феодорите был построен храм во имя Успения Божией Матери. Освящал храм епископ Новгородский Гавриил в присутствии великого князя Суздальского Андрея Боголюбского. С этого времени обитель управлялась игуменами.

В первой половине XIII века монастырь был уже довольно многолюден и управлялся архимандритами.

Во время татаро-монгольсокого нашествия монастырь неоднократно подвергался разграблению. Так, в 1272 году были убиты игумен Серапион и 124 человека братии, тела которых были сброшены в Волгу, но, по сообщению монастырского летописца, тела мучеников речные воды не унесли и «по уходе поганых благочестивые христиане принесоша я в дом Пречистыя и погребоша я чесно». Страшный погром не прекратил монашескую жизнь.

Постепенно, с возвышением Тверсокго княжества, вокруг монастыря разрастался город.

После присоединения в начале XVI века Старицкого княжества к Москве младший сын великого князя Ивана III князь Андрей Иванович Старицкий изменил месторасположение монастыря и совершил большое каменное строительство. Первым архимандритом после татарского нашествия был Старицкий уроженец Герман, происходивший из знатного рода Полевых, в будущем архиепископ Казанский, человек простой, искренний, с твердым характером, ревностный подвижник.

В 1550 году настоятелем монастыря стал постриженик архимандрита Германа архимандрит Иов (в последствии – Первый Патриарх Московский), также уроженец Старицы, с младенческих лет отданный родителями в монастырь на воспитание. Здесь на него обратил внимание государь Московский Иван IV Васильевич Грозный, неоднократно посещавший город и обитель.

После изгнания святителя Иова из Москвы польскими интервентами он был радушно принят новым настоятелем монастыря преподобным Дионисием, в будущем игуменом Радонежским, который несмотря на приказ держать святителя «в суровости» с честью покоил его старость в течение двух лет до самой смерти святителя Иова 19 июня 1607 года.

Во время правления патриарха Адриана в память пребывания в монастыре святителя Иова особой грамотой все назначаемые наместники возводились в сан архимандрита. В монастыре пребывал епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. Из стен обители вышли такие подвижники, как Святитель Герман, архиепископ Казанский, святитель Иов, первый Патриарх Московский, преподобный Дионисий Радонежский.

В 1809 году в монастыре было открыто духовное училище, существовавшее в нем до перевода в собственное здание в 1884 году.

Архитектурный ансамбль обители в своих главных чертах был завершен к 1888 году (построена новая двухъярусная колокольня). Самым древним строением к настоящему времени является Успенский храм, построенный в 1580 году.

28 октября 1918 года в докладе Словоходова, считавшего монастыри контрреволюционными гнездами, предлагалось ликвидировать Старицкий мужской монастырь для устройства в стенах его гостиницы, столовой и постоялого двора.

Но ликвидация монастыря произошла только в 1923 году: «Признать Старицкий монастырь исторической музейной ценностью; все монастырское имущество передать в ведение УОНО; предложить Коммунотделу выселить из монастыря всех монахов; по принятии УОНО и КОМО монастырского имущества богослужение в Успенском монастыре прекратить» (постановление Старицкого Уисполкома от 19 мая).

В ответ на это Община верующих при Старицком Успенском монастыре и всех православных граждан города Старица пишет прошение (всего 125 подписей) Старицкому Уисполкому: «умоляем Уисполком не запрещать совершение богослужения в Успенском монастыре и не изгонять из него беспомощных монахов». К тому времени в монастыре оставалось восемь глубоких старцев. Но просьба не была удовлетворена, монахи были изгнаны из древнейшего монастыря Северо-Западного края России.

18 апреля 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 105) наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен казначей Нило-Столобенской пустыни, член Епархиального совета Тверской епархии игумен Димитрий (Севостьянов).